ДЕТИ ОТ О ДО ГОДА

ПЕРВЫЙ МЕСЯЦ ЖИЗНИ РЕБЕНКА
Первые недели жизни малыша – это период адаптации. Здоровый малыш большую часть суток (18-20 часов) спит. Это вполне естественная реакция, защищающая организм крохи от воздействия многочисленных факторов окружающей среды. Собственными силами младенец еще не может менять своего положения, но к концу первого месяца он пытается приподнимать головку над подушкой. Звуки его пока не занимают, однако, слыша знакомый голос матери или отца он проявляет к нему повышенное внимание. Кормление Самое правильное в этот период кормить ребенка по требованию: аппетит у него просыпается каждые 2-3 часа, а то и чаще. В первые недели не злоупотребляйте пустышкой, это пойдет на пользу грудному вскармливанию. Пусть малыш лучше пососет свой кулачок — помогите ему, подведите его ручку ко рту. Уход Начинайте купать ребенка только после того, как разрешит врач, т.к. незажившая пупочная ранка может стать открытой дверью для инфекции. В ванночку обязательно добавьте немного заранее приготовленного раствора марганцовки (вода для купания должна быть светло-розового цвета). До заживления пупочную ранку обрабатывают зеленкой или слабым раствором той же марганцовки. Если пупок мокнет или на нем появилось нагноение, поторопитесь показать малыша врачу. Особое внимание нужно уделять уходу за нежной кожей малыша, иначе могут появиться опрелости и гнойнички. Выбирая средства гигиены для крохи, лучше не экспериментировать, а посоветоваться с педиатром. Не пеленайте малыша— свобода движений стимулирует развитие мозга. Чтобы кроха не будил себя, взмахивая ручонками во время сна и не царапал личико, в первый месяц надевайте на него распашонку с рукавчиками-варежками, а затем регулярно подстригайте ноготочки. Игрушки Лучше всего взять яркую погремушку размером от 10 до 20 сантиметров. Поводите ею перед глазами ребенка ( на расстоянии 25 см), пытаясь, чтобы она попала в его поле зрения. Поймав взгляд малыша, попробуйте повести его вслед за игрушкой, потряхивая ею. Лучше всего играть с крохой после кормления, на “сеанс” достаточно двух минут. Повторяйте игры каждое кормление. С первых недель нужно развивать моторику пальцев и тактильные ощущения, которые стимулируют развитие мозга малыша. Нежные поглаживания сжатого кулачка крошки мягкой игрушкой заставят его разжать ладошку. Открытая ладошка как бы говорит: “Я готов общаться, мама!”. Меняйте места игр. Пусть одно занятие будет в кроватке, второе — у вас на руках, третье — в гостиной или на кухне. Смена положения — из горизонтального в вертикальное — важна для малыша, потому что дает ему разные впечатления об окружающем мире. Врачебный осмотр В роддоме врачи оценивают состояние здоровья новорожденного по так называемой шкале Апгар. Дыхание, сердцебиение, цвет кожных покровов, напряжение мышечных тканей оцениваются в баллах. Большинство новорожденных получает показатель 7-8 баллов. Кроху осматривают педиатр, ортопед, невропатолог, окулист, а в случае необходимости и другие специалисты. Когда вы с малышом вернетесь домой, в первые же дни вас навестит педиатр и патронажная сестра. Врач снова осмотрит ребенка и даст совету по его кормлению, а сестра – по уходу. Стоит заранее подготовиться к их визиту и записать вопросы, которые у вас появились.

ДВА МЕСЯЦА
Ребенок в 2 месяца все еще беспомощен, хотя постепенно увеличивается объем активных движений. Он чаще отводит руки в стороны, поднимает их выше горизонтального уровня, поворачивает голову в сторону. Удерживает головку в вертикальном положении, но не постоянно, головка все еще болтается. Лежа на животе, головку удерживает по средней линии. К концу 2 месяца ребенок должен отрывать головку от поверхности не менее чем на 5 секунд. Ребенок в 2 месяца все чаще разжимает кулачки, пальцы смыкаются довольно свободно, сосет свои кулачки. Если показать яркую игрушку, может приблизить руку и ударить по ней непроизвольно. Удерживает погремушку в руке 2-3 секунды. Все чаще начинает разглядывать руку, все дольше сосредоточивает на ней внимание. Рассматривание ребенком своего кулачка свидетельствует о появлении интереса к объекту внешнего мира, что является шагом в развитии интеллекта ребенка. Удар по игрушке или смахивание ее появляются через 2 недели после первого продолжительного разглядывания руки. На протяжении 2 месяца жизни ребенка слежение становится плавным, длительное зрительное сосредоточение. Фиксирует взглядом неподвижный предмет или лицо взрослого. Смотрит на яркую игрушку, подвешенную на расстоянии 50 см над грудью в течение 20-25 секунд, не двигаясь. За движущейся игрушкой следит длительно, непрерывно 10-15 секунд, поворачивая при этом голову. Движения глазных яблок становятся плавными, координированными. Зрительная фиксация предмета наблюдается не только в положении ребенка на спине, но и на животе, и в вертикальном положении. Зрительная система позволяет к этому времени видеть трехмерный объект. Оба глаза сводятся вместе по мере того, как предмет приближается к лицу (система зрительной поверхности). Итогом 2 месяца является формирование бинокулярного зрения, т. е. зрения, осуществляемого двумя глазами, которое приводит к получению единого, стереотипного изображения и знаменует собой новый этап в развитии зрительно-ориентировочных реакций. К концу 2 месяца у ребенка развиваются слуховые реакции. Если погреметь погремушкой 3-5 секунд на расстоянии 40-50 см сбоку, вне поля зрения ребенка, то он прислушивается в течение 5 секунд и делает повороты головы при длительном звуке. Возможен преимущественный поворот головы в одну сторону. Также в 2 месяца ребенок уже может повернуть голову в сторону голоса взрослого. Для этого взрослый разговаривает с ребенком вне поля его зрения на расстоянии 40-50 см в течение 1 минуты. Ребенок сосредоточенно слушает в течение 5-10 секунд и поворачивает голову в сторону голоса. К концу 2 месяца у ребенка появляются звуки начального гуления - отдельные гласные и согласные звуки: может повторять звуки за взрослым. Крик малыша становится интонационно-выразительным. В доречевом периоде у ребенка 2 месяца жизни формируется несколько способов общения. Он общается требующим способом общения: это врожденные реакции дискомфорта - крики с характером требования, не име­ющие паузы и предполагающие ответ. В этот период ребенок быстро отвечает улыбкой на разговор. После трех обращений он длительно и широко улыбается любому человеку. Улыбка и рассматривание руки означают начало научения. Малыш 2 месяцев бодрствует в дневное время 15-20 минут в час. В этом возрасте пеленки заменяются ползунками. Вес ребенка к 2 месяцам – 4,8 – 5 кг. Прибавка веса за месяц – 700 г. Рост к 2 месяцам – 53 – 58 см.

ТРИ МЕСЯЦА
Хотя Ваш ребенок начал узнавать Вас уже через несколько дней после рождения, он только сейчас может по-настоящему показать Вам это. Примерно половина детей в этом возрасте начинает демонстрировать явные признаки узнавания родителей. Они также улыбаются и посторонним людям, особенно тем, которые готовы гулить и разговаривать с ними, но все же родителям всегда отдается особое предпочтение. Вы можете заметить, что Ваш малыш успокаивается, когда Вы заходите в комнату, начинает улыбаться и тянет ручки. Даже Ваш запах может оказывать на него успокаивающее действие. В этом возрасте происходит серьезный скачок в развитии ребенка, совпадающий со значительными изменениями в его поведении. Ваш малыш начинает больше интересоваться окружающим миром и становится более чувствительным к изменениям, происходящим вокруг него.

ЧЕТЫРЕ МЕСЯЦА
Ваш малыш теперь умеет махать ручками и пинаться. Если взять его вертикально и дотронуться ножками до пола – он начнет с силой отталкиваться. Кроме того, он уже научился по собственной воле сжимать и разжимать пальчики, и теперь ему можно предлагать яркую игрушку, побуждая малыша схватить ее, развивая координацию движений. Важной частью развития ребенка в этом возрасте являются прикосновения. Тактильный контакт с ребенком не только укрепляет Вашу с ним связь, но и помогает малышу повеселеть, когда он огорчен, или успокоиться, когда он нервничает. У многих детей в этот период начинает устанавливаться режим сна, продолжительность непрерывного ночного сна начинает достигать 6 часов, а днем малыш продолжает спать по два раза. Однако у большого числа детей этот процесс затягивается, и продолжительный ночной сон наступает только к 6 месяцам. На четвертом месяце жизни Ваш ребенок вступает в активное общение с окружающим миром- ему все интересно, он с удовольствием наблюдает за другими детьми, за родителями и домашними животными, ему нравятся новые звуки, и он с радостью на них отвечает, – агукает и гулит. Однако среди незнакомых людей он может начинать проявлять признаки беспокойства – ему нужно какое-то время, чтобы привыкнуть к новому окружению. Подержите малыша на ручках, и он быстро успокоится, заинтересовавшись новыми знакомыми.

ПЯТЬ МЕСЯЦЕВ
Ученые полагают, что Ваш малыш уже понимает все основные звуки, из которых состоит его родной язык. Начиная с этого возраста и до 6 месяцев малыш будет развивать свои разговорные способности, произнося отдельные слоги (зачастую повторяя их помногу раз подряд), столь приятно напоминающие долгожданные ма-ма и па-па. Непременно отвечайте на все попытки Вашего ребенка общаться с Вами – это поможет ему оценить важность словесного общения. Вы заметили, что Ваш малыш начал реже просить покушать, ведь его желудок увеличился, и он может за один раз съедать больший объем пищи, поэтому у большинства детей с уже введенным прикормом в этом возрасте сохраняется не больше 4-5 дневных кормлений. У малышей же, находящихся полностью на грудном вскармливании, число дневных кормлений может доходить до 6-8. Ребенок на пятом месяце жизни уже готов к началу прикорма, но необходимо иметь в виду, что прикорм может способствовать отказу от груди, а также вызывать аллергические реакции, поэтому прежде, чем начинать вводить прикорм, необходимо проконсультироваться с врачом. Все интереснее и веселее становится общение с малышом. Несмотря на то, что основным средством коммуникации по-прежнему является плач, ребенок уже начинает приобретать определенное чувство юмора: хохочет, когда вы выглядываете из-за простыни, смеется при звуках пищащей игрушки.

ШЕСТЬ МЕСЯЦЕВ
В 6 месяцев ваш ребенок : самостоятельно поворачивается с одного бока на другой самостоятельно садится, сидит с ровной спинкой без поддержки взрослых делает попытки ползать ребенок без помощи делает повороты в горизонтальной плоскости во все стороны, практически на 360°С уверенно стоит на ровной поверхности при поддержке под мышки самостоятельно берет предметы из любого положения, трясет ими, стучит, сжимает способен 1-3 минуты заниматься одним предметом. выражает недовольство, если у него отбирают игрушку, которой он играл уже несколько минут ищет потерявшийся предмет, поворачиваясь из стороны в сторону хорошо различает вкус, что-то ему нравится больше, что-то меньше хорошо снимает с ложки пищу губами, ест полужидкую и густую еду. Пьет из чашки, которую держит взрослый. активный, «поет», любит музыку, прислушивается к ней, затихает на свое имя реагирует оживлением настораживается в присутствии незнакомых людей на разные тон и выражения лица реагирует по-разному любит наблюдать за двигающимися объектами. Требует к себе много внимания, не отпускает от себя маму на долго начинает лепетать. Теперь вы можете услышать: «вау-вау-вау» или «бу-а-а», «бу-бу-б», «ва-ва-ва», «м-м-ма». Этот этап речевого развития очень важен, потому что малыш начинает овладевать звуками (фонемами) родного языка, их артикуляцией. некоторые дети 4-6 месяцев начинают днем меньше спать. Родители, видя это, уменьшают количество дневных снов, не учитывая, что для ребенка крайне важна периодичность дневного сна даже при его сокращении. Дневной сон - трехразовый, по 1,5-2 часа. Продолжительность ночного сна - 10 часов. Вам следует обратиться к специалисту, если: 1. ребенок безразличен к кормлению, игре и общению 2. у ребенка подергиваются ручки или лицо 3. у ребенка наблюдается постоянное нарушение сна,

СЕМЬ МЕСЯЦЕВ
На седьмом месяце жизни малыш уже умеет подтягивать своё тело на ручках, он уже способен подползать к той игрушке, которая его заинтересовала и лежит чуточку дальше, чем его вытянутая рука. Данный двигательный навык подготавливает вашего кроху к более сложному процессу – к ползанию. И это происходит на первых неделях седьмого месяца, в конце этого срока ваш ребёнок уже уверенно будет стоять на четвереньках и ползать. Многих мам волнует вопрос, что умеет ребёнок на 7 месяце помимо ползания? Во-первых, он уже с уверенностью сидит, держит свою бутылочку или специальную кружку. Если малыш правильно развивался, он будет произносить различные звуки. Поэтому психическое развитие ребенка на 7 месяце жизни имеет очень важное значение. Он должен быть более-менее спокойным, и уже узнавать родных, близких. В этот период вам необходимо, чем больше читать своему малышу, разговаривать с ним и так далее. На седьмом месяце малыш уже самостоятельно способен преодолевать некоторые расстояния, при этом, помощь взрослого ему не понадобиться, ему интересно всё, поэтому, упираясь, он сможет спокойно вставать на ножки, упираясь об коляску или тумбочку. Сами движения будут помогать, не только узнавать окружающий мир, но ещё и развивать вестибулярный аппарат, он будет учиться более-менее, ориентироваться в пространстве, увеличиться рост малютки, активизируется обмен веществ. Хотя бывают ситуации, когда родители говорят о том, что их малыш не ползал, а сразу пошёл. Бывают случаи, когда ребёнок начинает идти с восьмого месяца, поэтому на седьмом, они уже крепко держаться на ножках. Ни в коем случае не стоит приобретать ходунки, так как они будут затормаживать развитие малыша. Также стоит отучить ребёнка от подгузников, ведь многие специалисты утверждают, что именно они мешают развитию вашего крохи. Если вы заметили, что ребенок в 7 месяцев плачет, помимо этого, ребенок в 7 месяцев плохо спит, это может быть первым признаком того, что у вашего малыша начали прорезываться зубы. Вы можете ещё и заметить то, что усилилось слюноотделение, поэтому стоит заранее проконсультироваться с врачом, ведь на сегодняшний день существует огромное количество препаратов. которые убавят боль. Так что, если вы заметили, что в семь месяцев вашего ребёнка что-то беспокоит, появились ранее вам неизвестные симптомы, вам всё-таки стоит обратиться к профессионалам. Вообще, в семь месяцев малыш настолько интересен, что вам самим будет увлекательно познавать мир вместе со своим ребёнком. Но так или иначе, перед любым принятым решением, которое касается малыша, стоит обратиться к специалисту.

ВОСЕМЬ МЕСЯЦЕВ
Малыш проявляет все больше любопытства ко всему. Малыш делает это не только инстинктивно, как детеныши животных, но и учится обобщать знания. Физическое развитие. За этот месяц малыш набирает около 500 г. В росте малыш увеличится на 1,5 – 2 см. Надо заметить, что темпы роста крохи постепенно замедляются по сравнению с прошлыми месяцами. Двигательная активность. Ребенок ползает и изучает все, что попадается ему на пути. Он не понимает опасности, которая может его подстерегать в квартире. Чувство любопытства перевешивает инстинкт самосохранения. Так что родители должны постоянно следить за ребенком. Надо максимально обезопасить свой дом. Острые, мелкие и бьющиеся предметы, бытовая химия, электророзетки, углы, ступени, дверные проемы и т.д. опасны для ребенка. Малыш изучает ползком все комнаты, предметы, трогает их, грызет, стучит, трясет ими. Веселой игрой станет для вас и ребенка совместное ползанье по комнатам. Делайте все тоже самое, что и малыш. Малыши тренируют ползательные навыки. Развиваются и укрепляются мышцы, которые будут очень нужны во время хождения. Это мышцы ног, спины. Малыш изучая комнату, находит предметы за которые в будущем можно подтянуться и встать или полусесть. Кроха учится держать равновесие, переносить его с одной ноги на другую. Только к 10 месяцам малыш будет стоять самостоятельно. Не надо торопить события и самостоятельно ставить его на ножки. Он сам должен к этому подготовиться. В восемь месяцев ребенок уже неплохо сидит, однако может потерять равновесие и упасть. Это надо учитывать, кода кроха сидит на диване. Ребенок совершенствует умения брать предметы рукой, перекладывать их из одной руки в другую, ползать с зажатой в руке игрушкой. Эмоциональное и интеллектуальное развитие. Совершенствуется память ребенка. Он уже может помнить последние события. Ребенок обладает широкой гаммой чувств и эмоций. Смена настроения у него происходит молниеносно. Если кроха расстроился из-за чего-то, надо просто переключить его внимание на любимую погремушку. Зубы. Зубы продолжают расти. Может появился только первый зуб, а может продолжают расти остальные. Тихий час. Малыш в этом возрасте спит около 10 – 12 часов ночью и 1-2 раза днем. Ночной сон может прерываться, когда малыша что-то беспокоит. Речь. Некоторые дети в восемь месяцев произносят свои первые слова. Это «мама» или «баба» или «папа». Соединяет лепетные слоги в длинные трели и распевает их с упоением. Пытается подражать звукам. Начинает речью, слогами выражать свои эмоции, настроения, желания. Общение. Малыш испытывает острую потребность в общении и внимании. Вы с малышом прекрасно понимаете друг друга. В этом возрасте ребенок отлично разбирается где свои, а где чужие. Он пугается незнакомых людей. Поэтому, в такой ситуации, когда пришли гости, надо взять ребенка на руки, чтобы он с безопасного расстояния, под вашей защитой изучил незнакомые лица. Потом начните разговаривать с гостями. Так малыш со временем привыкнет и не будет пугаться. Для ребенка будет сильным стрессом, если мама оставит его одного с незнакомым человеком, с соседкой, например. Дети не допускают незнакомых к себе на расстояние, больше 80 см – это личная зона. Малыши в этом возрасте обожают выкидывать на пол игрушки и другие предметы. Они слушают звук, который издает предмет вол время падения и смотрят на реакцию взрослых. Это своего рода игра. Поднимая и возвращая игрушку ребенку, вы включаетесь в нее. Ведь он сразу же выкинет ее на пол. Любимое занятие во время приема пищи для восьмимесячного крохи – это растереть еду по столу. Особое внимание и интерес вызывает содержимое маминой тарелки. Малыш пальчиком может копошиться в вашей тарелке, доставать макаронины, выкидывать капусту, разливать чай. Он как завороженный смотрит на результат своего действия: как растекается по столу чай или что картошка неплохо растирается по тарелке. Кроме того, находясь на кухне, малыша очень интересуют кастрюли, сковородки, ложки, тарелки, с которыми играет мама. Ведь среди его игрушек такого нет совсем. А эти предметы так звенят, блестят, гремят. Здоровье. Обязательно продолжайте гулять с ребенком на улице не менее 2 часов в день. Устраивайте ребенку воздушные ванны, когда находитесь дома. Продолжайте делать самостоятельно массаж, гимнастику малышу. ДЕВЯТЬ МЕСЯЦЕВ
Физическое развитие. Вес ребенка в этом месяце увеличится в среднем на 500 г. Рост малыша увеличится примерно на 1,5 – 2 см. Двигательная активность. С этого возраста малыш все старается делать самостоятельно. Если он умеет ползать, то ползает постоянно, не зная отдыха. Для него незнакомо полежать и спокойно посмотреть телевизор, как у взрослых. Ему надо двигаться, искать, узнавать, испытывать, пробовать. Он хватает все, что попадает в поле его досягаемости. Поэтому вдвойне позаботьтесь о безопасности помещения. Малыш изучает все комнаты, оползает все по многу раз, изучает что за чем, запоминает. Кроха хорошо отточил умение сидеть, садиться из положения лежа, подниматься. Он может начать подниматься, держась за предметы. Только самостоятельно стоять ему еще трудно. Но он тренируется и скоро оторвется от опоры. Не менее трудно ребенку – это научиться садиться, когда уже встал. С каждым днем умения ребенка растут, а вместе с ними и опасность. Еще раз проверьте все, что окружает ребенка, чтобы не было острых углов, опасных предметов и т.д. Особенно осторожным надо быть, находясь с ребенком на кухне, среди огня и кипящих кастрюль. Подальше от ребенка ставьте горячие блюда и напитки, не подносите его близко к плите. Кроме этого, необходимо спрятать всю бытовую химию и быть очень осторожными с мелкими предметами, чтобы они были недоступны крохе. Не стоит напоминать об опасности, исходящей от незащищенных розеток. Интеллектуальное развитие. Улучшается память ребенка. Он может помнить игру, которая его увлекла. Малыш понимает что от него хотят, даже может выполнять некоторые действия, если его попросить. Например, сказать «дай» и протянуть к крохе ручки. Он может отдать предмет, который держит. Общение. Ребенок в девять месяцев с удовольствием играет в прятки. Можете сами спрятаться и смотреть как малыш вас ищет. Приговаривайте: «где мой малыш?». Малыш может подражать другим детям. Речь. Речь продолжает развиваться и обогащаться новыми элементами. Появляются новые слоги, они соединяются в звуки и простые слова типа «мама», «папа», «баба». Малыш может уже называть свои действия: «на», «да». Малыш может «своими», понятными только ему словами и звуками называть предметы. Кроха манипулирует голосом, громкостью, интонацией. Кроха пытается повторять за взрослыми. Тихий час. Малыш на девятом месяце спит ночью около 10 – 12 часов. Встает ночью все реже, то есть сон более продолжительный. Прервать его могут разные неприятности или проблемы со здоровьем. Если по утрам кроха просыпается в хорошем настроение, то засыпать он будет еще лучше. Обратите внимание на то, что во время ночного сна малыш может раскрываться. Поэтому позаботьтесь о малыше, одев его на ночь в теплую пижамку. Помните, что до года малыш спит еще без подушки. Малыш спит днем раз или два
ДЕСЯТЬ МЕСЯЦЕВ
Он понимает, что предметы существуют даже тогда, когда он перестает их видеть Он может сильнее привязаться к маме или папе Он знает значение слова «нет» Он гораздо лучше понимает отдельные слова Соотнесение собственных действий с реакцией окружающих Когда ситуация кажется ребенку неопределенной, он оценивает выражение Вашего лица. Если Вы улыбаетесь, он продолжит желаемое занятие. Если Вы нахмурились, он прекратит то, что делает. Этот удивительный навык ребенок усваивает, благодаря улучшению зрения, внимания к лицам людей и осознанию неопределенности ситуации. Как вы можете заметить, подобное поведение не менее свойственно взрослым! Сила слова «нет» Может ли какое слово в репертуаре Вашего ребенка сравниться по значимости со словом «нет»? Вероятно, он еще не может его произнести, но уже однозначно понимает. Большинство детей начинает выражать «нет», тряся головой из стороны в сторону или отправляя на пол обидевший его предмет. С Вашей стороны строгое и бескомпромиссное «нет» — хороший способ ограничить действия ребенка. Особенно, если речь идет о его безопасности. Осмысление слов Обычно осмысление приходит раньше, чем ребенок учится выговаривать слова. Годовалые дети понимают более 20 слов и произносят около трех. Понимание или осмысление слов — действительно важный этап в развитии, поскольку это показывает, что ребенок осознает соответствие звуков, слова, определенному предмету. Поэтому, когда папа или мама восклицает: «где же мой ботинок?», 10- или 12-месячный ребенок вполне может поползти или пойти на поиски пропажи! Чудеса в картонной коробке Вы не замечали, что оберточная бумага для ребенка бывает интереснее, чем игрушка, которая была в нее завернута? А все эти коробочки, ручки, ложки и ключи обещают увлекательное развлечение? Радуйтесь этому незамысловатому времени, пока ребенка не захватили телевизионные передачи и видеоигры. Некоторые из этих ежедневных впечатлений так захватывают ребенка, что он начинает имитировать Ваши повседневные действия. Например, изображать, будто он разговаривает по телефону. Да, забавно, но при этом очень познавательно.

ОДИННАДЦАТЬ МЕСЯЦЕВ
При исследовании новой территории у умелого ползунка меньше шансов причинить себе вред. Заметим, что, по мнению некоторых исследователей, отсутствие в развитии ползункового периода сказывается в дальнейшем на развитии пространственной ориентации. Крохе необходимо много ползать, ходить вдоль опоры, самостоятельно контролируя нагрузки. Не используйте ходунки – только естественный переход в вертикальное положение позволит окрепнуть мышцам спины и убережет вашего карапуза от формирования неправильной осанки. У ребенка появилось новое достижение – он научился рвать бумагу. Малыш хватает тонкие страницы журнала или телефонной книги и быстрым движением, поворачивая руку в запястье, разрывает листы. Примерно к этому времени у малыша может появиться еще один интерес – ему захочется заниматься строительством, и для этой цели он использует кубики. Положив один кубик на другой, кроха, конечно же, потом толкнет и свалит свое «сооружение». Однако вскоре вы заметите, что высота «башни» увеличивается – малышу уже хочется положить на второй кубик третий, а за ним и четвертый. Вижу, слушаю, ощущаю… Взрослый человек знает, что вещи, на которые мы смотрим издалека, не становятся меньше. Находясь в другом конце комнаты, мы с легкостью определим на глаз чашку такого же размера, что стоит перед нами. Эта способность учитывать расстояние при определении размеров предмета называется постоянством величин. Некоторые психологи считают, что у детей данная способность постепенно развивается, но все-таки нужно, чтобы у малыша была определенная тренировка в восприятии предмета. В поведении 10-11-месячного ребенка есть признаки, свидетельствующие о появлении понятия о постоянстве величин. Большая собака, увиденная впервые, пугает малыша, даже если находится на другом конце комнаты, а вот с маленькой собачкой, которая оказалась совсем близко, карапузу хочется поиграть. Малыш уже имеет понятие о том, как должны выглядеть те или иные вещи, и демонстрирует это различными способами. Подайте ребенку чашку вверх дном, и он немедленно перевернет ее. На этом возрастном этапе продолжает совершенствоваться звуковое восприятие ребенка. Услышав что-то за спиной, малыш немедленно поворачивается и смотрит на то место, где должен быть источник звука. Кроха может исключительно по голосу различать членов семьи и по легким изменениям тона понимает настроение близких – гнев, желание подразнить, спокойствие, радость. В предыдущем месяце ребенка все еще привлекало опустошение коробочек и баночек. Теперь же он начинает интересоваться и их наполнением. Любознательный кроха засовывает пальчики в нос и в рот, надевает кольца на стержень пирамидки, прячет маленьких куколок в игрушечную мебель. Ребенка очень занимает проблема: что к чему подходит. Он будет усердно трудиться, пытаясь засунуть куклу-матрешку в меньшую по размеру фигурку, издавая при этом недовольные звуки. Ваше чадо может привлечь и еще одно занятие – забрасывание предметов в коробку. Когда ребенок был поменьше, он уже бросал в нее игрушки, но это были случайные движения. Прошло несколько месяцев, и малыш научился целенаправленно забрасывать предмет в коробку, теперь он будет экспериментировать, бросая предметы. Карапуз может подержать связку ключей над кастрюлькой, а потом разжать пальцы, чтобы проверить, как ключи звякнут на дне посудины. Занятие с ребенком 11 месяцев Поговорите с ребенком через картонную трубку стараясь изменить голос. Вас удивит, с каким вниманием сын или дочка будет вас слушать, потом подурачьтесь, произнеся в трубку звуки типа «ба-ба-ба» или «ма-ма-ма»! Дайте трубку малышу. Возможно, ему захочется повторить эти звуки. Спрячьте под подушку часы или маленький радиоприемник. Ребенок станет искать часы, прислушиваясь, где тикает. Такой опыт будет совершенствовать умение крохи слушать. Возьмите коробку из-под крупы и превратите ее в детский барабан. В качестве палочки дайте малышу деревянную ложку и покажите, как ею бить по коробке. Горсточка бельевых прищепок и пластмассовая бутылка позволят ребенку тренироваться в наполнении и опустошении емкости. Сначала карапузу потребуется ваша помощь, особенно если нужно вытряхнуть прищепки. Когда малыш наиграется с бутылкой, можно дать ему пустую коробку из-под крупы или банку из-под кофе – они заметно добавят веселья. Положите маленькую игрушку в коробочку. Пусть ребенок постарается достать игрушку – этот опыт поможет ему лучше понять, что такое «внутри», а что такое «снаружи». Обвяжите тесемкой или шнурком игрушки, с которыми ваше чадо любит играть, сидя на своем высоком стульчике, а другой конец тесемки привяжите к ручке стула или к столику. Ребенку понравится поднимать игрушку, дергая за тесемочку. Физическое развитие ребенка 11 месяцев Если ваш малыш только учится ходить, дайте ему покатать маленькую коляску. Это полезное упражнение, с помощью которого младенец учится держать равновесие и вовремя останавливаться. Чтобы легкая коляска стала более устойчивой, положите в нее тяжелую книгу. Во время прогулки можно найти массу предметов для занятий с детьми. Покажите ребенку, как собрать в кучу камешки, прутики или листья. Это не только будет способствовать улучшению двигательной активности вашего сынишки или дочурки, но и стимулировать развитие осязания. Если малыш научился взбираться по лестнице, покажите ему, как нужно спускаться на животе или встав на ноги. Лучше показать ребенку безопасный способ спуска с лестницы, чем рассчитывать на то, что кроха никогда не окажется на ней.


ПЕРВЫЙ ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ!!!
Вашему малышу уже исполнился год. И теперь летоисчисление ведется не месяцами, а годами. Ваш малыш многое может и умеет. Некоторые родители полагают, что после исполнения 1 года ребенок стал уже большим и более не нуждается в особом внимании и уходе. Его оставляют действовать по своей воле в доме, а родители заботятся только о его одежде и еде. Однако, именно в этом возрасте ребенку нужна любовь и присутствие родителей, внимание. Особенно это важно для развития новых возможностей (ходьба, ловкость, речь) и для знакомства с окружающим миром. Период "малого ребенка" - решающий период для развития нового человека. Возможности ребенка в 12 месяцев Малыш в этом возрасте свободно сидит, сам становится на ноги, при поддержке делает первые шаги. Им овладевает желание научиться ходить. Если он уже умеет ходить, то будет ходить по комнате все время. Подойдя к столу, он умеет хватать различные предметы, может произвольно бросать предметы, которые держит в руке, на пол. Ребенок становится причиной для беспокойства окружающих. Его нельзя оставлять одного, т.к. он может пораниться, когда хватает и тянет к себе в рот все, что ему попадает под руку. Однако это является для него возможностью познавать окружающий мир. В этом возрасте закончена подготовка к ходьбе и овладение речью закончено. Ребенок начинает применять на практике то, что приобрел в отношении речи. Он внимательно слушает и много болтает. Тонкая подвижность Параллельно с усовершенствованием общей подвижности развивается и тонкая подвижность. Малыш становится все более ловким! Ему удается схватывать мелкие предметы кончиками пальцев. Большая часть детей хватает предмет всей рукой либо пальцами и подносит ко рту. Рот продолжает оставаться органом познания. Речь В развитии речи отмечаются большие достижения. От произнесения звуков, восклицаний отдельных слогов ребенок переходит к произнесению слов "мама", "папа", "дядя", "тата", "тетя", "дай", "не". Нормальным считается, когда ребенок в возрасте 12 месяцев произносит 3-5 двусложных слова. В этом возрасте у малыша активно развита пассивная речь. Это значит, что ребенок понимает инструкции взрослых и делает ассоциации. Необходима консультация врача невролога, педиатра, если ваш малыш к концу 12-го месяца: – не может ползать на четвереньках; – не может сделать несколько шагов, держась за руки взрослого; – не может одной рукой удержать 2 маленьких кубика или подать игрушку взрослому; – не может произнести ни слова, не прислушивается к музыке, не может выполнить простейшие просьбы, например, при словах "принеси мяч", не может найти и принести его; – не может самостоятельно есть ложкой и не гримасничает, заметив свое отражение в зеркале.

1 комментарий: